Сегодня очень часто можно слышать, что "в
пеленки уже никто детей не заворачивает". Молодые
семьи, готовящиеся к появлению малыша, покупают
их все меньше и меньше.
Педиатры рекомендуют: "Сразу одевайте ползунки! Пеленки
ограничивают движения младенца и препятствуют его
развитию". А в группах дородовой подготовки, ориентированных на раннее
развитие малышей, говорят, что малыш должен лежать
голышом. В этом случае раннее развитие и закалка
гарантированы.
Слушая все эти советы, молодые родители,
всем сердцем желающие блага своему ребенку, категорически отказываются
от пеленок. Покупают их не более 10 штук и используют как простынки, говоря
надоедливым бабушкам, которые все время пытаются
спеленать малыша, что пеленание новорожденных
детей безвозвратно устарело. А бабушки сокрушаются,
ругают глупых молодых и говорят, что они мучают ребенка. Кто же здесь прав?
Чтобы разобраться в таком, казалось бы, очевидном вопросе, давайте
вернемся к началу начал, к тому времени, когда малыш еще находился у
мамы в животе.
Сегодня появилось много книг и журнальных статей, рассказывающих о
жизни младенца до рождения, и ни для кого не является секретом, что
внутриутробный ребенок видит, слышит, ощущает запахи и вкус. Все это
означает, что у малыша еще задолго до рождения складывается свой опыт и
свое отношение к миру.
Одними из первых ощущений ребенка являются тактильные, т.е. ощущения
прикосновения. На самых ранних сроках беременности (до 16-20 недель)
плод свободно плавает в околоплодных водах. Он практически не касается
стенок матки и свободно "парит" в ее объеме. Но постепенно, по мере
роста малыша матка становится для него тесной. Наталкиваясь на ее
стенки, он ощущает их как границы, но воспринимает эту перемену не как
сужение окружающего пространства, а как первую информацию о форме
собственного тела.
Примерно с 34 недели значительно
выросший плод занимает все
внутриматочное пространство.
Он буквально облекается в
ткани матки. Благодаря
осязанию и тактильным ощущениям малыш получает
представление о форме своего
тела, которая идентична
форме матки. Таким образом к
концу беременности у ребенка
складывается внутриутробный
опыт, согласно которому он
ощущает себя как шар, а
точнее, овоид (т.е. тело
имеющее яйцевидную форму).
Очень важно что, вынужденное положение тела и
ограниченность в движениях не являются для ребенка
неудобством. Напротив, у малыша на последних месяцах
развития возникает привычка к ограниченному
пространству и характерной позе, обусловленными формой матки, - свернувшись
калачиком, тесно прижав подбородок к груди, скрестив
на груди ручки и поджав ножки, согнутые в коленях. И именно
в этой позе он чувствует себя и удобно, и комфортно, и безопасно.
Но вот наступили роды и малыш появился на свет божий. Все
вокруг него переменилось: из полной темноты он попал в
яркий свет, а из ограниченного тесного объема в необъятное пространство. Чтобы понять
переживания малыша, давайте попробуем представить, что почувствовали бы вы, если бы
месяца три просидели на корточках в тесном и темном ящике на дне подземелья, а
потом вас вдруг вынесли на улицу оживленного города в
яркий солнечный день и настойчиво предложили
пройтись легкой непринужденной походкой. Я думаю, что вы испытали бы чувства, которые вряд ли можно назвать
положительными: ваши глаза
слепит яркий свет,
разогнуться невозможно, ноги
не передвигаются - все это
вместе приносит боль и ошеломление.
Новорожденный
ребенок испытывает что-то
похожее и точно так же, как взрослый человек в
вышеописанной ситуации,
нуждается в постепенном
привыкании к свершившимся
переменам.
Чтобы
сохранить у малыша
положительное отношение к
новому миру, в который он
попал, нужно вернуть ему то
привычное, что у него было, -
осознание формы своего тела.
Чтобы малыш не барахтался в
этом необъятном
пространстве и не пугался
его, нужна обыкновенная традиционная пеленка,
помогающая ему вернуть
безвозвратно утерянный "рай"
и свое собственное Я.
Как
только новорожденного
спеленывают, придав ему
внутриутробную позу, он тут
же успокаивается. Как вы
теперь понимаете, это
происходит не случайно. Ведь
именно с этой позой связаны
его ощущения комфорта и
безопасности. Наши мудрые
бабушки прекрасно понимали
переживания новорожденного
младенца и поэтому-то и
изобрели пеленание, как средство для смягчения
перехода из одной среды
обитания в другую.
С тех далеких
пор многое изменилось, но
способ рождения детей
остался прежним, поэтому и пеленание следует
продолжать использовать по
назначению. И не следует
бояться, что это ограничит
ребенка в развитии. Вначале
новорожденные сразу же
успокаиваются, как только их заворачивают в пеленки,
чувствуя привычный
ограниченный объем. Через 4-5
дней они начинают вытягивать
из пеленки ручки, стремясь
пососать их. Это следующий
этап, когда малыш стремится
воссоздать полную картину
внутриутробной жизни (внутриутробно
ребенок сосет свой пальчик
или кулачок примерно с 16
недель беременности).
Поэтому не следует расценивать высвобождение
малышом ручек как стремление
освободиться от пеленки. Еще через несколько дней,
примерно к двум-трем неделям,
малыш проявит интерес к
окружающему миру: начнет
рассматривать комнату, лица
окружающих его людей и
различные предметы, попавшие
в поле его зрения. Тогда он
действительно начнет
стремиться освободить из
пеленок руки, и для любой
любящей и чуткой матери это
будет понятным сигналом,
чтобы перестать пеленать
малыша с ручками.
Многие малыши
проявляют желание спать
спеленутыми вплоть до 2-х
месяцев. Обычно это бывает
связано с трудностями
рождения, если оно было
перенесено как тяжелейшая
травма. В этом случае дети
просто долго не могут
принять новую реальность, и
тогда лучше всего дать ребеночку возможность
постепенно освоиться в новом
мире, настолько скоро,
насколько малыш может это
сделать самостоятельно. В
данном случае форсирование
событий может принести гораздо больше вреда, чем
пользы.
Поэтому
пеленайте новорожденных
детей до тех пор, пока они
сами не изъявят желания
выйти из пеленок. В этом
случае произойдет
постепенное привыкание к
новым условиям жизни и психика ребенка не
пострадает.
Источник: http://www.nanya.ru/ |